Это был один из самых привередливых в отношении моды монархов, которому суждено было взойти на трон. Хотя официально он именовался Эдуардом VIII, весь мир знал его как герцога Виндзорского. И хотя корона на его голове продержалась лишь 325 дней, прежде чем он пожертвовал ею ради любимой женщины, его вклад в сферу стиля пережил его самого.

Родившийся 23 июня 1894 г. Эдвард Альберт Кристиан Джордж Эндрю Патрик Дэвид стал оказывать громадное влияние на моду, начиная с 1920-х годов, будучи еще принцем Уэльским. Он часто смешивал разные предметы одежды, использовал немыслимые комбинации и проводил всевозможные эксперименты с тканями, цветами, фасонами и аксессуарами. Точно так же принц вносил новшества в традиционную моду королевского двора, и всюду, где он появлялся, рождалось новейшее направление в мужской одежде. Даже знаменитая фетровая шляпа комика Дика Трейси появилась благодаря фасону, изобретенному Эдвардом.

♦Не следует думать, что одежда была для меня своего рода фетишем. Я был озабочен этим вопросом скорее в силу обстоятельств и воспитания», -скромно пишет Эдвард в своей автобиографической книге ♦Возвращение Виндзоров*.

Вклад Эдварда в вопросы моды был всеобъемлющим. Тому, разумеется, способствовало происхождение, практически неограниченные финансовые возможности и лучшие лондонские портные. Но более всего воздействовал его страстный дух первооткрывателя. Эдвард поломал ♦застегнутые на все пуговицы», чопорные традиции британского высшего света, сохраняя облик, который лучше всего отражал его индивидуальность.

Среди самых известных новаций Эдварда были эффектные носки для гольфа с ярким ромбовидным орнаментом. Другой предмет одежды для гольфа дебютировал в Сент-Эндрюсе (Шотландия) в виде разноцветного свитера в национальном духе, который настолько вдохновил фабрикантов одежды, что, говорят, помог возрождению угасавшей экономики.

Выделялся Эдвард и своей официальной одеждой. Выказывая пренебрежение к традиционным формальностям, особенно в виде сюртуков, Эдвард вводил свои правила непринужденной элегантности. Так, его портные смягчили вид официальной

манишки со складками спереди при помощи загнутых воротничков. Свой вечерний смокинг он велел шить из темно-синего материала, а не черного, считая, что темно-синий будет ♦чернее черного» при искусственном освещении. Он же завел моду на двубортные пиджаки, что тут же приобрело огромную популярность.

Эдвард также популяризировал высокие замшевые ботинки на шнурках, панамы, фетровые шляпы с заломом и полями, пальто-реглан и воротнички-стойки. Он смешивал разные виды клеток и «шотландок» и изобрел элегантный рисунок «клетки принца Уэльского*. Ну и, конечно, сделал популярным (хотя и отрицал свое авторство) знаменитый широкий узел галстука, повсеместно прозванный ♦виндзорским».

Конец жизни он провел во Франции вместе с любимой женой, дважды разведенной американкой Уоллис Симпсон, увлеченный писательским трудом, садоводством, путешествиями и прочими делами. До последних дней он сохранял неформальную элегантность и предельную изысканность даже в том, что не касалось одежды.

На пороге смерти Эдвард жестоко страдал от рака горла. Менее чем за две недели до кончины его посетила племянница, английская королева; при этом он настоял, чтобы его одели соответствующим образом, скрыв все медицинские приспособления на теле. Эдвард, герцог Виндзорский скончался 28 мая 1972 г.